Болонский процесс
11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран - участниц Болонского процесса (в г.Будапешт, Венгрия и г.Вена, Австрия) Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса. Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов: 1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами; 2) признание отечественных квалификаций и академических степеней; 3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей; 4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот; 5) реализация совместных образовательных программ; 6) создание условий для обеспечения конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании в европейском регионе и права выпускников на трудоустройство в любой стране. Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство - обеспечение качества казахстанского высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, повышение его привлекательности и конкурентоспособности. Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей. В предстоящем десятилетии до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования. Казахстан может преуспеть в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании. Обучение, ориентированное на результат, и мобильность помогут обучающимся развивать компетенции, которые необходимы им адаптироваться к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности В высшем образовании Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами. Осуществлен полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Образовательные программы бакалавриата состоят из трех циклов, каждый из которых включает обязательный (то есть государственный) компонент - ОК и компонент по выбору (то есть вузовский и элективный компонент) - ВК. Среднее соотношение между ОК и ВК составляет 60(50):40(50). Это позволяет формировать высшим учебным заведениям совместные образовательные программы, студентам - индивидуальную образовательную траекторию. В рамках ВК студенты могут изучать дисциплины и осваивать кредиты других - казахстанских и зарубежных вузов. В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70. Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК. Более широко представлена академическая свобода магистерских программ. Так, ОК составляет по научному и педагогическому направлению 32%, по профильному направлению 29-31%. При этом образовательный блок в общем объеме магистерской программы составляет от 74% в научном и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении: при профильной подготовке - не менее 24 кредитов, из них 19 кредитов образовательной компоненты (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них 28 кредитов образовательной компоненты; при научной и педагогической подготовке - не менее 46 кредитов, из них 34 кредита образовательной компоненты. Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ. В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ. Количество ППС вузов составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%. Средний возраст докторов наук составляет - 56,8 лет, кандидатов наук - 48,5 лет. Наблюдается старение научно-педагогических кадров. Для увеличения научного потенциала заявлена потребность в магистрах вузами на 10729 человек, НИИ - 1066 человек, государственных органов - 1670 человек. С учетом заявленной потребности с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру). Образовательные программы докторантуры осуществляются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному с присуждением высшей академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре - не менее 3-х лет. Образовательные учебные программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации. Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную. Образовательная компонента состоит из теоретического обучения, включающая базовые и профилирующие дисциплины общим объемом не менее 30 кредитов. ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ. Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации. Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов. Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования». Кроме того, в Лювенском коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».
по внедрению параметров Болонского процесса на 2012-2015 годы
|