қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
23.06.2018

Университет с почти вековой историей 


 

В этом году старейшему вузу страны исполняется 90 лет

 

За это время успела сложиться своя история, в течение лет сменялись не только руководители университета, но и название высшего учебного заведения. Однако никоим образом это не отражалось на его репутации. Корреспондент «ЛИТЕР-Недели» встретилась с ректором Казахского национального педагогического университета имени Абая Такиром Балыкбаевым, чтобы поговорить о достижениях университета и планах на будущее.


- Такир Оспанович, расскажите о достижениях вуза за 90 лет его существования. Есть ли среди выпускников университета яркие личности, которыми Вы особо гордитесь?


- Вуз был создан в 1928 году, что само по себе уже достижение. Ведь на тот момент не было ни одного университета в стране. Сначала планировалось создать педагогическое, сельскохозяйственное и медицинское отделения, но в 1928 году открыли только педагогическое. Спустя время он стал расширяться. Но, самое главное, в то время вся интеллигенция, вся научная элита работала здесь. И все, кто стоял у истоков создания этого учебного заведения, позже переходили в другие университеты и занимали там руководящие должности. Поэтому я считаю, что наш вуз является первоисточником высшего образования в Казахстане, кузницей его кадров.
Другое наше достижение - наши выпускники. За эти годы мы выпустили более 170 тыс. студентов. Конечно, больше всего мы подготовили учителей, чем очень гордимся. Но отсюда выходили и выдающиеся ученые, и государственные деятели, и люди искусства. 50 лет назад у нас был открыт художественно-графический факультет. Так что первые художники с высшим образованием - тоже выходцы из нашего университета.
Несмотря на то что у нас основное направление - подготовка педагогов, мы сегодня среди университетов Казахстана и мира мы занимаем хорошие места. По версии международного рейтинга «QS World University Ranking» мы входим в число 500 лучших вузов мира. Причем в этом году мы на 481-м месте, а в прошлом году были на 10 позиций ниже. В эту пятисотку вошли только пять казахстанских университетов, и мы в этой пятерке. Ну, о подготовке педагогов и говорить не стоит, тут мы, безусловно, лучшие в стране. По данным Национального агентства аккредитации и рейтинга, в этой отрасли мы неизменно остаемся первыми.


- Президент Казахстана часто говорит о необходимости цифровизации всех отраслей. Внедряются ли какие-либо новые технологии в Вашем университете?


- Цифровизация - это очень важное для нас направление. В прошлом году на заседании Наблюдательного совета университета мы обозначили основные идеи стратегии развития нашего учебного заведения. Тогда мы решили, что одним из наших основных приоритетов является соз­дание цифрового университета. Что это значит? Фактически мы должны будем перевести в цифровой формат всю нашу деятельность: учебный процесс, администрацию, библиотеку и т.д. Что мы для этого делаем? В этом году мы уже внедрили систему «Univer». Это автоматизированная система, которая управляет всем учебным процессом, экзаменами, также вся деятельность приемной комиссии обеспечивается этой системой. Мы не стали изобретать велосипед, и, так как КазНУ им. аль-Фараби успешно пользуется этой системой не один год, мы просто решили ее приобрести у них и внедрить у себя. На сегодняшний день эта система благополучно работает у нас, это - реальность. Хочу отметить еще один важный момент: на базе нашего университета был создан Цифровой центр обслуживания студентов «Шапағат». Туда студент может обратиться за любой справкой, документами или консультацией. Очень удобно и современно, я считаю. К цифровизации мы готовим и наших выпускников, с будущего учебного года мы вводим дисциплину «Цифровые технологии в образовании» - это новый дополнительный предмет, который будут изучать все будущие педагоги.


- Как Вы относитесь к латинизации? Когда планируете переходить на латиницу? Принимал ли Ваш вуз участие в переводе 100 учебников?


- Наши ученые и преподаватели принимают активное участие в реализации этого проекта. Мы сделали несколько шагов. Совместно с такими академическими институтами, как Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова, Институт литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова и Институт истории и этнологии имени Чокана Валиханова создали Центр латинского языка. Его суть в том, чтобы разрабатывать методику обучения на латинской графике, готовить новые учебники и заниматься переподготовкой учителей.
Что касается перевода 100 учебников, несколько наших преподавателей приняли участие в проекте в качестве научных редакторов. Например, наш проректор Актолкын Кулсариева принимала непосредственное участие в редактировании учебника History and Theory in Anthropology («История и теория антропологии») Алана Барнарда. С 1 сентября мы планируем внедрять эти книги в учебный процесс. Мы ввели четыре новых предмета, которые будут основываться на этих переведенных учебниках. Это пособия по психологии, философии и культорологии. Что касается остальных, они будут внедрены в качестве обязательной литературы по многим дисциплинам. Учебники мы получили в достаточном количестве, поэтому для нового учебного года у нас все готово.


- Каково гендерное соотношение в университете?


- Ну, здесь необходимо помнить, что университет у нас в первую очередь педагогический. А здесь какая практика, причем общемировая? В образовании очень много женщин. В Казахстане среди учителей около 80% женщин. Соответственно и в нашем университете большинство учащихся - девушки. С одной стороны, это полное доминирование со стороны женского пола. С другой - это и есть результат равного права на образование и труд в нашей стране, за которое так борются женщины всего мира. Кроме того, важно отметить, что на гуманитарные специальности редко идут парни, особенно на профессию педагога, хотя бы исходя из того, что она не относится к числу высокооплачиваемых.


- Есть ли иностранные студенты в университете? Если да, то откуда в основном?


- Да, конечно. Порядка 260 иностранных студентов сегодня обучаются у нас. Как правило, они выходцы из стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Поступают они чаще всего на подготовительные языковые курсы и на факультет для иностранных граждан, который в свою очередь выпускает учителей русского языка. Они, конечно, по завершению учебы возвращаются на родину, где по специальности находят вполне хорошую работу.


- Есть ли статистика по выпускникам: сколько процентов выпускников трудоустроено? В какую отрасль обычно уходят выпускники? Находят ли применение своим знаниям?


- Более 80% наших выпускников трудоустроены. Среди них есть ребята, которые пользуются особым спросом на рынке труда. Это выпускники Института Сорбонна - Казахстан. Они выходят от нас со знанием французского языка, поэтому трудоустраиваются легко. Работу они находят в иностранных компаниях, в казахстанско-французских предприятиях и т.д. Юристы и искусствоведы у нас тоже неплохо трудоустраиваются. 80% - это хороший показатель по республике. Тем более что у нас есть студенты, получившие грант, по ним отдельная статистика, так как они по окончанию учебы должны отработать три года. Так вот, среди них процент трудоустроенных выше - 95%.


- Расскажите о льготах, предоставляемых студентам в течение всего периода обучения.


- В первую очередь от оплаты у нас освобождаются сироты. Скидки на обучение получают студенты из многодетных или неполных семей. Обладатели знака «Алтын белгі» также освобождаются от оплаты, а призеры творческих конкурсов, республиканских олимпиад и спортивных соревнований получают существенные льготы.


- Приведите самые важные аргументы, исходя из которых именно к Вам должны поступать выпускники школ.


- Мы один из ведущих вузов страны. Не только в сфере образования, но и в сфере воспитательной работы. Обу­чаясь в нашем университете, можно развиваться во всех направлениях. Это касается и спорта, и искусства, и языков. Основная масса наших выпускников все-таки учителя, поэтому хочу остановиться на этой профессии отдельно. Учитель - это ремесло на все времена. Человек с этой специальностью всегда будет востребован. Более того, я ее отношу к благородным профессиям. И я уверен, со мной многие согласятся. Ведь кто, как не учителя, привносят свет и знания в жизни учащихся? Как утверждают ученые, с появлением новых технологий многие профессии со временем исчезнут. Просто перестанут быть нужными. Так вот, к учителям это не относится! Сейчас и зарплата учителя имеет тенденцию к повышению. Поэ­тому я призываю всех абитуриентов поступать к нам - в Казахский нацио­нальный педагогический университет имени Абая.

 

Беседовала Малика РУСТЕМ

20.06.2018 г.

Источник: Ежедневная республиканская

общественно-политическая газета «Литер»