қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
19.03.2025

Ключевая платформа для диалога: эксперт о предложениях в сфере образования, озвученных на курултае

 

                

 

13-14 марта 2025 года в Бурабае прошло IV заседание Национального курултая, в рамках которого прошли заседания четырех секций, в том числе "Образование и наука". Директор Института Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая Айнур Сабитова рассказала Zakon.kz о предложенных ею мерах.


Для начала Айнур Сабитова отметила, что на этом курултае было озвучено больше предложений, чем на прошлогоднем в Атырау.

 

"Выступление президента Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании было масштабным, были затронуты многие глубинные вопросы, которые волнуют наше общество, - от экономики и социальной политики до духовно-нравственного развития казахстанского общества. Глава государства обозначил итоги работы, проделанной за последние шесть лет, и определил четкие и логичные задачи, как развивать страну в ближайшие годы. Можно сказать, что на платформе курултая в очередной раз состоялся диалог общенационального формата. Национальный курултай стал ключевой платформой для общенационального диалога, в рамках которого обеспечено представительство широкого спектра мнений и взглядов населения страны. Это, по замыслу главы государства, укрепляет связь между властью и народом, способствуя более эффективной и взаимовыгодной кооперации в интересах развития Казахстана".


Айнур Сабитова


Она подчеркнула, что самое эффективное взаимодействие происходит на рабочих встречах в рамках секций, потому что на эти секции приезжают представители профильных министерств и руководители госорганов, которые внимательно выслушивают, какие проблемы существуют в той или иной сфере, и принимают предложения экспертов.

 

Сама директор Института Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая озвучила несколько инициатив.

 

Учителя должны уметь защищать свои права


В частности, Айнур Сабитова предложила ввести обязательный курс "Основы прав человека" для студентов педагогических специальностей и разработать программы повышения квалификации для действующих педагогов.

 

"Современные реалии требуют, чтобы учителя обладали не только методическими и предметными знаниями, но и высокой правовой грамотностью. Однако сегодня педагоги часто оказываются в ситуациях, когда они не могут защитить свои права, не знают, как грамотно выстраивать отношения с родителями, администрацией и системой образования в целом. Предложенные мною основы прав человека должны преподаваться на третьем курсе, перед началом производственной практики, чтобы будущие учителя были готовы к правовым вызовам школьной среды. Кроме того, важно разработать программы повышения квалификации для действующих педагогов. В итоге мы получим сильное, юридически грамотное учительство, что крайне важно для системы образования Казахстана. Это предложение нашло поддержку у Комиссии по правам человека при президенте РК, в Министерстве просвещения и КазНПУ имени Абая".
Айнур Сабитова


Награда - не просто сувенир


Продолжая тему учителей. По словам Айнур Сабитовой, остается нерешенным вопрос учета государственных наград, таких как медаль Ы. Алтынсарина, которой ежегодно награждаются лучшие педагоги.

 

Дело в том, что это высочайшее признание заслуг педагога никак не учитывается при его аттестации. Тогда как учителя, удостоенные таких наград, заслуживают того, чтобы их многолетний труд, вклад в образование и общественное признание находили отражение в данной системе, уверена Сабитова.

 

Искусственно усложненные условия для докторантов


Еще одно предложение собеседницы касается подготовки PhD-докторантов в Казахстане. Как считает Сабитова, существующая система ставит их в искусственно усложненные условия, требуя от них самостоятельного поиска зарубежных научных консультантов.

 

"Университеты зачастую не могут предоставить зарубежных консультантов, несмотря на их обязательное наличие по правилам PhD. По требованиям консультант должен быть из университета топ-1000, а в некоторых вузах - даже топ-500, что создает непреодолимые барьеры для казахстанских докторантов. Стоит отметить, что в Болонском процессе подобных норм не существует согласно практике многих ведущих европейских университетов. Я предложила отменить эти критерии и сделать процесс более гибким и доступным для молодого исследователя. Также необходимо пересмотреть регулирующие документы, чтобы убрать избыточные ограничения. На сегодняшний день эта норма отменена".


Айнур Сабитова


Реестр зарубежных университетов и интеграция иностранных ученых в казахстанскую науку


Директор института напомнила, что по инициативе главы государства в Казахстане активно открываются филиалы ведущих зарубежных вузов, предлагающие двойные дипломы и международные образовательные программы. Открываются они на базе ведущих вузов Казахстана, что спикер называет абсолютно верным подходом, ведь государственные и национальные университеты страны получают новые возможности для развития, расширяя спектр образовательных услуг на международном уровне.

 

Вдобавок благодаря этим инициативам, во-первых, наши студенты могут участвовать в программах двойных дипломов с зарубежными университетами на системной основе. А во-вторых, университеты, на базе которых открыты филиалы, становятся центрами притяжения для иностранных студентов, заинтересованных в обучении в Казахстане.

 

"Однако на данный момент не существует единого цифрового ресурса, который систематизировал бы информацию о них. Я внесла предложение создать электронный каталог филиалов зарубежных университетов, в котором будет представлен полный реестр: всех зарубежных университетов, открывших филиалы в Казахстане, перечень образовательных программ (включая двойные дипломы), информация о возможностях поступления для казахстанских и иностранных студентов. Почему это важно? Отсутствие информации затрудняет абитуриентам выбор, особенно студентам из регионов, которые не знают, какие международные программы доступны".


Айнур Сабитова


Она добавила: открытие филиалов ведущих мировых университетов в Казахстане должно не просто расширять образовательные возможности, но и служить катализатором международного научного сотрудничества. Поэтому было предложено организовать полноценную научно-исследовательскую интеграцию филиалов зарубежных вузов, которые открыты в стране, с Национальной академией наук РК, дабы использовать потенциал зарубежных преподавателей для развития казахстанской науки.

 

19.03.2025

Источник: zakon.kz