Общественная деятельность
Отчет о проделанной работе научного руководителя кружка « Русский язык и культура речи» старшего преподавателя кафедры практических языков Тнымбаевой С.Т.
В институте филологии, на кафедре практических языков работает 1 кружок по русскому языку: « Русский язык и культура речи», 1 группа, количество: 22 студента. Работа в кружках прослеживает следующие цели и задачи: Цели кружка: повысить знания по русскому языку и культуру речи учащихся; научить навыкам делового общения; расширить представление о русском языке, его возможностях; обучить речевому этикету; помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной; подготовить учащихся к олимпиадам и к сдаче экзаменов по русскому языку.
Учащиеся к концу обучения должны знать: особенности функциональных стилей литературного языка; особенности этических норм общения; орфоэпические нормы русского языка; уметь: писать заявления, резюме, автобиографию; грамотно строить научное и публичное выступление. Тематическое содержание кружка
В учебном процессе использовались виды работ написание и защита рефератов , а также выполнение контрольных работ, виды упражнений по культуре речи. Первое занятие : Ст.преп. Тнымбаева С.Т. 17.09.2014 1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания. Форма занятия: Лекция ст.преподавателя Тнымбаевой С.Т. Второе занятие : Защита рефератов студентов Берекетовой Дианы 15.10.2014 Кахармановой Аселхан и других студентов.
1.Сущность и особенности культуры речи, как фактор развития русского языка. Грамматика и лексика, основные понятия, виды, значение. Трудности русского ударения. Согласование членов предложения.( Доклады Берекетова Диана, Кахарманова Аселхан). 2. Лексикология русского языка: омонимия и паронимия, синонимия и антонимия. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления. Современные орфоэпические нормы. Морфология и синтаксис. (курсовые работы студентов и их защита). (Проведение контрольной работы на 15 м). Выступление : Каскеловой Г. Кудияр Жадыры и др. студентов
2. Грамматика русского языка, проверка правильности написания ряда слов, верная расстановка ударений в словах. Исправление ошибок построения предложений. Образование нужной формы имен числительных и существительных.( выполнение упражнений по учебнику). 3. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Форма занятия: ролевая игра, практикум, выполнение упражнений по учебнику, контрольная работа. Четвертое занятие : Стили литературного языка. Особенности научного стиля. Выступление Торебаевой А., Кудайберген Ж. 10.12.2014 1. Сущность речевой деятельности, ее значение для человека, этапы осуществления и свойства. Положение русского языка в мире. Понятие и признаки литературного, научного и разговорного языка, нормы и современные тенденции. Культура устной и письменной речи. 2.Особенности функционального, экспрессивного, разговорного, научного, книжного, публицистического, официально-делового стиля русского языка. Защита рефератов.
Этот кружок играют большую роль в развитии навыков развития культуры речи учащихся. Они ориентированы на всестороннее развитие устной и письменной речи, его неповторимой индивидуальности, направлены на гуманизацию воспитательно-образовательной работы со студентами, учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию, виды упражнений, контрольные работы вырабатывают у студентов четкую дикцию, приводит к заложению основы правильного речевого дыхания, формируя у студентов отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения, развивает коммуникативные способности студентов, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики, развивает мыслительные способности учащихся, воображение, фантазию. При выполнении разных видов упражнений использовались учебные пособия, практикум и учебники.
Список использованных источников и литературы : 1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976. 2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004. 4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006. 8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с. 9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999. 10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 1982.-160 с.
Старший преподаватель кафедры
практических языков Тнымбаева С.Т.
Директор института д.ф.н., Абдигази улы Б.
|