1.2 Глобальные тенденции в развитии высшего образования Как показывает анализ тенденции развития высшего образования, главной из них, определяющей многие другие является глобализация в образовании. Глобализация ведет к международной интеграции, возрастанию академической мобильности, унификации учебных планов и методов обучения, широкому распространению дистанционного образования, необходимости использования новых форм и методов в образовании. Разработаны и введены в действие международные договора и соглашения, юридически придавшие мощный импульс международной интеграции. Это, к примеру, Маастрихский договор, направленный на формирование единого общеевропейского образования, Лиссабонская конвенция о квалификациях в высшем образовании, Болонская декларация, которая стала поворотным пунктом для высшей школы Европы и других стран в направлении реальной интеграции. Казахстан присоединился к Болонскому процессу в 2010 году и в настоящее время ведет большую работу по внедрению его принципов и параметров в процесс подготовки специалистов. Глобализация, в конечном счете, приводит к формированию общего мирового образовательного пространства и становится мощным катализатором трансформации традиционной системы образования в большинстве стран. Другой, одной из главных тенденции образования в XXI веке стало применение новых информационных технологий в обучении и воспитании. Эти технологии позволяют делокализовать систему распространения знаний при помощи технологии дистанционного образования, благодаря которой качественное образование становится доступным для каждого независимо от места его проживания. Стратегическая цель дистанционного образования - обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте их проживания или профессиональной деятельности. Такое образование наиболее демократично, оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросов отдельного обучающегося. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу глобальной экономики, обучение на протяжении всей жизни стало непрерывным и приоритетным. В быстро меняющемся мире граждан надо учить учиться, учиться умению принимать самостоятельные решения, эффективно работать с постоянно усложняющейся информацией в условиях, как ее дефицита, так и избытка. Еще одной тенденцией развития образования становится его интернационализация, не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. Другие важнейшие тенденции в развитии высшего образования. 1. Демократизация высшего образования, т.е. расширение его масштабов. Оно становится более массовым - во многих странах более двух третей выпускников средних школ поступают в вузы. Новый технологический уклад общества складывающийся в ХХI веке ставит его на порог обеспечения всеобщего высшего образования, или, по крайней мере, первой его ступени. 2. Возникновение экономики знаний, в которой знания заменяют физические ресурсы как основной двигатель экономического роста. Университеты являются важными элементами экономики знаний: они готовят «рабочую силу» для новой экономики, и сами выступают генераторами новых знаний. 3.Конкуренция в высшем образовании и его коммерциализация. Вузы вынуждены бороться за студентов, за образовательные и научные гранты. Вышеперечисленные тенденции в высшем образовании поставили перед университетами поставили ряд существенных проблем, которые им необходимо решить: - диверсификация содержания, уровней, форм и структуры высшего образования; - достижение международной сопоставимости качества образования и квалификаций; - диверсификация источников финансирования; - развитие наиболее современных образовательных программ и научных исследований; - укрепление связей вузов с партнерами на рынке труда. Практически, все вышеуказанные тенденции имеют место и в системе высшего образования РК, естественно, что они в силу специфики и уровня экономического развития нашей страны, выражены более или менее отчетливо, чем в других развитых странах. Так же как и проблемы университетов, вызванные процессами глобализации, интернационализации и в условиях коренной модернизации всей экономики республики значительной мере присущи и нашему Казахскому национальному педагогическому университету им. Абая и оказывают влияние на его текущее состояние и развитие в будущем.
|