Негізгі бет /
БАҚ біз туралы
27.03.2021 Предстоит ли Российским университетам догонять Казахстан
Владимир Путин на правительственном совещании 10 февраля предложил подумать над установлением для вузовских и академических учёных отдельного, повышенного, уровня минимальной оплаты труда. Минобрнауки пока не отреагировало. По крайней мере, никаких комментариев министра Валерия Фалькова в продолжение затронутой темы в информационном поле «Форпостом» не замечено.
Коллега Фалькова из Казахстана, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, напротив, только что широко анонсировал введение в стране гарантированного минимального заработка для штатных университетских преподавателей с 2021-2022 учебного года в размере 200 тысяч тенге. В рублях по официальному курсу - 36 тысяч в месяц. Как известно, в России найдется немало учёных, которые аплодировали бы такой зарплате.
Но это ещё не все сюрпризы от министра Аймагамбетова. Одновременно с введением зарплатного минимума в Казахстане будет снижена педагогическая нагрузка. Точнее установлена её верхняя предельная планка для государственных университетов на уровне 680 часов в течение учебного года. Сегодня, по информации на сайте министерства, в некоторых университетах она составляет 700-900 часов или даже выше.
В России ситуация точно такая же. Типичный пример - Санкт-Петербургский Политех Петра Великого. Там приказом от июля 2019 года были утверждены нормы времени для расчета педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава с максимальным значением 900 часов. Так что вторая казахстанская новация стала таким же поводом для зависти российских коллег, как и гарантированные 200 тысяч тенге.
В отечественных университетах для профессорско-преподавательского состава установлена сниженная по сравнению с общей по экономике продолжительность рабочей недели - не 40 часов, а 36. А вот предельная учебная нагрузка в вузах, в отличие, например, от школ, централизованно не регламентируется.
Российское вузовское сообщество отреагировало на инициативы казахстанского министра, как говорится, с тяжёлым вздохом. Вот, например, несколько цитат из обсуждения новости в фейсбучной группе «Высшее образование в России».
«И 680 часов много, по большому счёту, если «горлом». Но всё же лучше, чем 900 «горлом», как у меня в прошлом году» - посетовала Ольга Миронова.
«Во многих вузах [российских] сегодня 900 [часов] без обсуждения» - уточнила Ольга Швецова.
«В Томске (ТУСУР) [Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники] 1300, из них чисто «горловых» больше 1000 на одну ставку» - сказал Денис Тукмачёв.
«А еще [помимо высокой учебной нагрузки] Q1-Q2 [научные статьи в журналах 1-2 квартилей цитируемости] выдай, будь другом. И как раскидают тебе твои 1000 часов с понедельника по субботу - целое воскресенье остается для написания статей» - добавил Тукмачёв.
«Решили старшего брата переплюнуть?» - отметил Михаил Мелихов.
Разговор о казахстанских университетах, как о младшем брате российских в принципе уместен. Старейшие вузы Алма-Аты появились в период с 1928 по 1934 годы. То есть в годы первой и второй пятилеток советской индустриализации, при непосредственном участии специалистов из Москвы, Ленинграда и других крупных вузовских центров. Первым, в 1928 году, начал работу Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Затем открылись аграрный, медицинский, технический университеты. И, в 1934 году, Казахский национальный университет имени аль-Фараби.
Последний в глобальном вузовском рейтинге QS переместился за истекший год с 207-го на 165-е место. Это впечатляющий результат, поскольку из российских высших учебных заведений ещё ни одно не демонстрировало такого резкого скачка вверх в международной табели о рангах. Сегодня Казахстан опережает Россию по Индексу уровня образования Организации объединённых наций (Education index 2020) (35 место против 39-го у нашей страны). Высшее образование там имеют 35% взрослого населения, тогда как в РФ (по оценке «Высшей школы экономики») - 30,2%.
Сегодня в наиболее экономически успешной постсоветской центральноазиатской стране, с населением 19 миллионов человек, насчитывается 129 вузов. Количество студентов - около 606 тысяч, преподавателей -40 668, то есть по 14,9 учащихся на одного преподавателя. В России это соотношение составляет 18,3.
Из приведённых данных видно, что во многом система высшего образования Казахстана уже сейчас превосходит российскую. Разумеется, далеко не во всём. Например, несмотря на более высокие Education index и долю людей с высшим образованием, Казахстан отстаёт от России по результатам международной оценки компетенции взрослых (соответственно 34 и 33 места по читательской и математической грамотности против 9 и 15 у России).
Однако, как известно, всё течёт и изменяется. Главное, в каком направлении. Судя по Программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, в стране взят курс на опережающее развитие интеллектуального потенциала. Правительство катализирует процесс, выделяя немалые бюджетные деньги. Финансирование высшего образования за пять лет планируется увеличить вдвое, а по научным исследованиям в 7 раз.
Первым пунктом в списке задач программы значится обеспечение высокого статуса профессии педагога и модернизация педагогического образования. Судя по повышению зарплаты вузовских преподавателей ежегодно на 20% в течение последних двух лет и мартовским заявлениям министра Аймагамбетова о минимальной зарплате и максимальной нагрузке, декларация подкрепляется реальными действиями.
Приведём в заключение два примера успешного привлечения в Казахстан крупных учёных - выходцев из СНГ.
Математик с мировым именем, лауреат премии «Мура» Американского математического общества, профессор Уэйнского университета США Уалбай Омирбаев вернулся на родину - сначала в Евразийский национальный университет имени Льва Гумилёва в Нур-Султане, а в марте нынешнего года начал читать лекции в Университете имени аль-Фараби.
Еще одним лектором этого университета недавно стал Базбек Давлетов, в течение 15 лет возглавлявший лабораторию молекулярной биологии в Кембридже. Кстати, он выходец не из Казахстана, а из Кыргызстана.
Остаётся только добавить, что первый из названных учёных окончил мехмат Новосибирского государственного университета, а второй - биофак МГУ.
27.03.2021 г. Источник: forpost-sz.ru |