қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
13.11.2018

Как понять, что ребенку плохо в садике

 


 

Первый поход ребенка в детский сад - стресс не только для малыша, но и для родителей. Обо всем, что важно знать родителям рассказала профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, доктор педагогических наук Роза Бекмагамбетова.

 

Как проходит адаптация к садику

 

В первые дни в садике у большинства детей реакция одинакова - слезы, протест, истерики. Привычная жизнь ребенка меняется. Малышу нужно придерживаться четкого режима дня и слушаться воспитателя. А самое главное - ему нужно привыкнуть к отсутствию родителей и постоянному нахождению в кругу сверстников.

 

Адаптация ребенка к новым условиям бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.

 

В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера.

 

При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию.

 

Привыкание к яслям обычно длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - месяц. Адаптацию к детскому саду можно разделить на три вида: тяжелая, легкая, средняя.

 

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон. Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

 

Средняя адаптация - когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

 

Легкая адаптация - ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.

 

Лучший возраст для детского сада

 

Оптимальный возраст для детского сада - три года. Тогда ребенок умеет разговаривать, он готов к общению с ровесниками и у него уже сформирован иммунитет. К этому времени малыш уже должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить из кружки, пользоваться ложкой, сам умываться и одеваться при небольшой помощи взрослого, проситься на горшок.

 

Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие.

 

Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми. Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.

 

С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями.

 

Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года. Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.

 

Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.

 

Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.

 

Как легче пережить адаптацию ребенка

 

Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.

 

В первую очередь, родители сами морально должны быть готовы к разлуке с ребенком. Малыш считывает эмоции мамы, поэтому нужно максимально спокойно себя вести, улыбаться и не показывать беспокойства.

 

Вылечите все детские недуги и сделайте необходимые прививки. Прививки надо делать не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детский сад.

 

Устраивайте ребенку воздушные ванны, влажные обтирания и длительные прогулки на свежем воздухе. Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

 

Научите ребенка общаться с другими детьми и взрослыми. Ходите в детские парки и на площадки, на дни рождения друзей и другие праздники чаще. Ваша задача - показать, как надо общаться, делиться игрушками, вместе играть.

 

Подготовьте ребенка психологически, настройте на позитивный лад. Например, говорите ему: «Скоро ты пойдешь в садик, это же здорово! Ты теперь большой».

 

Постоянно рассказывайте ребенку, что такое детский сад и что там очень интересно. Чем больше ребенок знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает.

 

Соблюдайте режим дня дома, иначе слезы и капризы ребенка неизбежны. Обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13.00 до 16.00 часов. Перестраиваться на новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

 

Познакомьте ребенка с блюдами «общественного питания»: приучите есть каши, творожные запеканки, суфле, овощные блюда, пить компот, чай с молоком и тому подобное.

 

Научите навыкам самообслуживания и личной гигиены: кушать и пить самостоятельно, надевать и снимать одежду (носки, колготки, обувь). Также подготовьте ребенка к временной разлуке с родителями.

 

Перед тем как отдавать малыша в детский сад, сходите туда на экскурсию. Посмотрите группу, в которую будет ходить ребенок, и другие помещения. Познакомьте ребенка с детьми и с воспитателями группы, куда он скоро придет. Погуляйте на участке детского сада, можно поиграть с ребенком в игру «Детский сад».

 

В первый день родителям лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.

 

В первые дни пребывания в группе без родителей малышу очень большой подмогой будет любимая игрушка.

 

Не оставляйте ребенка в первую неделю посещения детского сада на целый день. Приводите на 3-4 часа, постепенно увеличивая время пребывания, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводите ребенка на целый день.

 

Устраивайте иногда малышу «выходной день» среди недели, чтобы предупредить нервное истощение.

 

В выходные также соблюдайте режим дня, больше гуляйте, чтобы снизить эмоциональную нагрузку.

 

Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя

 

В новостях часто появляются заметки, что над детьми издеваются в детском саду. Поэтому, когда ребенок отказывается идти в садик, многие родители считают, что это связано с плохим отношением воспитателей. На самом деле, такое бывает нечасто. Но если ребенок, который до этого нормально ходил в садик, потом резко изменил свое отношение - плачет и абсолютно не соглашается на уговоры родителей - можно провести собственный анализ ситуации.

 

Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.

 

Спросите у ребенка, как наказывает воспитатель. Не спрашивайте совсем в лоб: «Апай тебя бьет?» Лучше задавать такие вопросы, которые подразумевают вариативные ответы. Например, «А если ты/Димаш/Аделя будешь/будет в садике хулиганить и не слушаться, то что апай сделает?» Вероятность того, что ребенок ответит, исходя из своего опыта, гораздо выше. Правда, тут ребенок может рассказать о том, чем ему обычно в садике грозят, например «милицию вызвать» или «в другую группу (младшую) отправить».

 

Просто понаблюдайте за игрой ребенка. Многие дети, начиная ходить в садик, активно играют в него дома. Так они отрабатывают свои новые переживания. Если взрослые переваривают все внутри, то дети делают это через игру. Если в игре ребенка персонаж, выполняющий роль воспитателя, будет бить других героев, обзывать их и тому подобное, то это тревожный звонок.

 

Предложите ребенку поиграть в «детский сад». В такой ситуации сначала вы будете ведущим в игре, но при этом подключайте активно малыша. Выберите для себя роль ребенка. А он будет играть сначала ребенка, а затем попросите его быть воспитателем.

 

Если самостоятельно узнать причину нежелания ребенка идти в садик не удается, можно обратиться к специалистам - детским психологам.

 

Желательно выбирать детские сады, в которых установлены камеры, чтобы в случае сомнений можно было запросить записи видеонаблюдения. «Можно просто понаблюдать за поведением ребенка после детского сада. Он не должен плакать, должен быть веселым и оптимистичным. Если же наоборот - у него нет желания идти в сад. Нужно обеспокоиться и, может, даже поменять детский сад. Здесь надо выбирать талантливого творческого педагога, который бы дальше помог сформироваться как личности ребенку», - отметила Роза Бекмагамбетова.

 

«Только плохой педагог может повысить голос. Каждый ребенок - это сундучок, к которому нужно подобрать нужный ключик, знать индивидуальные особенности ребенка. И в соответствии с этим применять определенные методы воспитания и обучения. Педагог должен хорошо знать детскую психологию, дошкольную педагогику и изучить педагогическое мастерство», - считает профессор.

 

Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад. Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.

 

13.11.2018 г.

Источник: 24.kz