қазақша · русский · english
   
  Main  News
04.10.2016

 

28 сентября 2016 года в конференц-зале НАН РК состоялась отчетная встреча ректора Казахского национального педагогического университета имени Абая, академика С.Ж.Пралиева с населением, в которой приняли участие более 550 жителей г.Алматы.

 


 

В ходе встречи с обучающимися, выпускниками университета, родителями, работодателями, представителями научно-педагогической общественности, органов местной власти,  дипломатических миссий и средств массовой информации ректор КазНПУ имения Абая доложил о результатах образовательной, научно- исследовательской, воспитательной и социокультурной деятельности университета за 2015/2016 учебный год.

 

В своем докладе С.Ж. Пралиев отметил, что КазНПУ имени Абая как крупный научно-образовательный центр страны по педагогическому образованию, прежде всего, реализует научно-инновационные проекты в области педагогических наук, осуществляет координацию, поддержку и развитие научного, научно-методического и творческого потенциала образовательных организаций республики. На базе университета функционируют Отделение общественных и гуманитарных наук НАН РК и УМС РУМС по направлению группы «Образование».

 

Учеными-педагогами университета разработано и внедрено на казахском и русском языках 240 типовых учебных программ дисциплин по специальностям  высшего и послевузовского образования, в том числе: 114 - по дисциплинам бакалавриата, 66 - дисциплинам магистратуры, 60 - дисциплинам докторантуры PhD, издано 774 учебника (из них: 152 - для вузов,  622 - для общеобразовательной школы);  679 учебно-методических пособий.

 

Университет осуществляет подготовку кадров по 121 программе высшего и послевузовского образования. Как подчеркнул С.Ж. Пралиев, в своей деятельности КазНПУ имени Абая руководствуется принципом: качественно подготовленные учителя определяют качество образования в целом.

 

Так, по итогам 2016 года, в Генеральном рейтинге Независимого Казахстанского Агентства по Обеспечению Качества в Образовании (НКАОКО), по направлению «Образование» КазНПУ имени Абая занимает  1-е место среди лучших педагогических вузов Казахстана. По результатам ранжирования Независимого Агентства Аккредитации и Рейтинга 12 образовательных программ бакалавриата по педагогическим специальностям входят в ТОП-3 рейтинга.

 

В настоящее время качество 12 образовательных программ КазНПУ естественнонаучного профиля подтверждено международной аккредитацией в Агентстве ASIIN (Германия). До конца 2016 года планируется пройти аккредитацию еще 21 образовательной программы подготовки педагогических кадров.

 

В международном рейтинге QS World University Ranking в течение последних трех лет КазНПУ имени Абая продвинулся на 200 позиций и занимает 501+ место среди ТОП-800 университетов мира, 4-е место среди казахстанских вузов.

 

В Национальном бизнес-рейтинге университет занял  2-е место (Золото) со статусом "Лидер Отрасли-2016" среди ТОП-50 предприятий-лидеров Казахстана.

 

В КазНПУ имени Абая в декабре 2014 года благодаря непосредственной поддержке Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и Президента Французской республики Франсуа Олланда был открыт Институт «Сорбонна-Казахстан» - второй в мире и единственный в Центральной Азии филиал Научного центра высшего образования «Сорбонна города Париж» (PRES Sorbonne Paris Cité). В отчетном году состоялся первый выпуск Института «Сорбонна-Казахстан»: 42 магистра специальностей «Менеджмент» и «Международные отношения» стали обладателями дипломов КазНПУ имени Абая и Университета «Сорбонна города Париж». Как подчеркнул ректор университета, реализация КазНПУ имени Абая данного международного проекта, несомненно, расширит возможность получения престижного европейского образования не только для жителей Казахстана и стран Центральной Азии, но и всего Евразийского континента.

 

Далее С.Ж. Пралиев отметил, что в отчетном году в КазНПУ имени Абая, Павлодарском,  Таразском,  Южно-Казахстанском государственных педагогических институтах начато внедрение образовательных программ подготовки педагогических кадров нового поколения, при разработке которых применен компетентностный, практикоориентированный подход, направленный на формирование профессионально-педагогических компетенций будущих учителей для  работы в 12-летней школ.  Произведена значительная трансформация образовательных программ в контексте обновления содержания среднего образования, их гармонизация с зарубежными аналогами. Экспертами явились: Кембриджский  университет, Нортгемптонский Университет (Великобритания),  Фрайбургский педагогический университет (Германия), Национальный институт образования (Сингапур), Корейский национальный университет искусств (Южная Корея), Университет Монаша (Австралия), Поморская академия (Польша),  Эрзинджанский университет (Турция), Илийский педагогический институт (Китай), Высшая Школа Образования Назарбаев Университета.

 

Университет осуществляет научное и учебно-методическое  обеспечение педагогического процесса малокомплектных школ Казахстана. В результате реализации проекта «Разработка инновационных технологий образования и внедрение их в педагогический процесс малокомплектных школ Республики Казахстан в режиме online» установлена информационно-коммуникационная связь с 15 малокомплектными школами восьми областей республики с целью оказания учебно-методической помощи педагогам, на сайте университета создан портал «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан» http: //vsa.kaznpu.kz,  Агентством «Хабар» отсняты 62 урока на казахском и русском языках в программе «Школа on-line», проведен І Республиканский Слет директоров и учителей малокомплектных школ «Вечному народу - информационная школа - творческий педагог - конкурентноспособный ученик».

 

Во исполнение Конвенции о Правах Инвалидов действует Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию и превентивной суицидологии.

 

Академик С.Ж. Пралиев подчеркнул, что в рамках реализации стратегического направления развития КазНПУ имени Абая «Формирование вуза как исследовательского центра, ориентированного на инновационную деятельность» научные исследования ученых университета нацелены на получение значимых результатов. Например, с целью решения задач,  поставленных в «Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», учеными университета  разработаны Концепция реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел», учебная программа курса «Мәңгілік Ел», издан учебник на казахском и русском языках. Как результат, данный учебный курс с 2016 года внедряется в образовательные программы всех специальностей вузов страны.

 

Проект «Национальное воспитание»  имеет целью воспитание будущего педагога с высоким уровнем национального самосознания, культуры межнациональных отношений, гражданина и патриота. Разработанные Концепция национального воспитания, типовая и рабочая программы, курс лекций, учебник «Ұлттық тәрбие» используются в учебном процессе. В рамках проекта действуют Республиканский координационный совет по национальному воспитанию, Дискуссионный клуб, издается журнал «Национальное воспитание». За цикл работ в области национального воспитания авторы С.Ж.Пралиев, М.А.Нуриев удостоены Государственной премии имени Ы.Алтынсарина.

 

Проект «ИКТ в профессиональном развитии учителей: Педагогика электронного обучения» стал победителем международного конкурса ЮНЕСКО «Инновационные практики в области информационно-коммуникационных технологий в университетском образовании». В отчетном году университетом реализовано 10 совместных научных проектов с зарубежными  партнерами.

 

Относительно публикационной политики университета ректор отметил, что она направлена на достижение высоких рейтинговых позиций в международном научном пространстве. За последние 5 лет международная публикационная активность ученых университета в мировом научном пространстве возросла в 15 раз. Сегодня  КазНПУ имени Абая занимает 1-е место по количеству публикаций с импакт-фактором по базе данных Web of Science среди педагогических вузов страны.

 

За последние три года учеными университета опубликовано 14186 научных трудов, в том числе монографий - 268 (2%), учебников и учебных пособий для вузов и школ республики - 1506 (11%), научных статей - 6730 (47%), тезисов научных конференций - 5682 (40%). За рубежом издано 1376 научных статей, или более 20% от общего количества статей, в журналах с импакт-фактором - 479 (7%), что составляет 35% от количества научных статей, изданных за рубежом. Количество научных публикаций в международных журналах с импакт-фактором  в  2015 году составило 209 статей, что на 49 статей больше, чем в 2014 году. В 2015 году среднее число публикаций на одного преподавателя  составляет 6,95 единиц. Динамика публикаций ученых университета в рейтинговых изданиях, индексируемых библиометрическими базами данных Thomson Reuters, Scopus и др., свидетельствует о качественном росте научно-исследовательской активности ППС. Научную продуктивность университета также подтверждает индекс Хирша, который имеют 22 наших ученых.

 

Одним из важных показателей является издание университетом собственных научных журналов. В настоящее время издаются 18 научных журналов, в том числе 15 серий журналов «Хабаршы/Вестник КазНПУ имени Абая», а также журналы «Педагогика и психология, «Современность: мир мнений» (философский альманах), «Национальное воспитание».

 

В 2015/2016 учебном году учебно-воспитательный процесс  обеспечивали 867 преподавателей, из них штатных 799 человек, или 92%. Остепененность ППС университета составила   67%.  Средний возраст  преподавателей с учеными степенями и званиями - 52 года. Безусловно, положительным фактором, отметил ректор университета С.Ж. Пралиев, является проведение занятий приглашенными профессорами зарубежных вузов-партнеров, таких как: Женевский университет (Швейцария), Фрайбургский педагогический университет (Германия),  Педагогический университет Экс-Марсель (Франция), Токийский университет Тамагава (Япония), университет Брунель (Великобритания), МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и др. С 2013 по 2015 гг. общее количество приглашенных ученых составило 153 профессора из более чем 18 стран мира. В 2015 году для чтения лекций и проведения мастер-классов университет посетили 60 ученых ведущих зарубежных университетов, 23 из них - научные консультанты наших докторантов. Образовательный процесс Института «Сорбонна-Казахстан» совместно с ППС КазНПУ осуществляют около 20 преподавателей Университета Сорбонна города Париж.

 

Международное сотрудничество в деятельности вуза приобретает все большую значимость. КазНПУ имени Абая является коллективным членом Международной академии наук высшей школы, ряда престижных международных организаций и ассоциаций, включен в международную педагогическую сеть ЮНЕСКО.

 

Формат сотрудничества с зарубежными университетами 36 стран мира определен в рамках более 180 договоров, меморандумов, соглашений, 72 из которых заключены за последние 3 года. Действуют договоры с университетами 16 государств Западной и Восточной Европы, что соответствует вступлению Казахстана в Болонский процесс. Так, в июне 2016 года подписано два договора с университетами Великобритании Кембридж (University of Cambridge) и Сассекс (University of Susseх), что свидетельствует о заинтересованности в научно-образовательном сотрудничестве с КазНПУ имени Абая ТОПовых университетов мира.

 

Популяризация культурного наследия великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева - одна из культурно-просветительских инициатив КазНПУ имени Абая. Так, за счет внебюджетных средств университетом открыты международные культурно-образовательные Центры имени Абая в Китае, Вьетнаме, Турции.  Их миссия - популяризация наследия Абая Кунанбаева, проведение различных семинаров, занятий по страноведению, культуре и истории Казахстана.

 

Воспитательная работа осуществляется по  «системе наставничества» вместо традиционного кураторства.  Особенность данной системы заключается в участии всего профессорско-преподавательского состава и сотрудников в воспитании студентов, что обеспечивает 100% охват обучающихся. Каждый преподаватель и сотрудник является наставником 5 студентов в течение всего периода обучения. Результатом действующей системы наставничества, как подчеркнул С.Ж. Пралиев, за последние пять лет не зафиксировано ни одного факта правонарушений со стороны студенчества.

 

Работают творческие кружки, клубы по интересам: дебатные клубы «Атамекен», «Самырұқ», «Көшбасшы студент», «Жаһангез»,  театр мод «Айгерим», клубы дополнительного образования по направлениям подготовки («ПедХИМ», «Китаист», «Живое слово», «DIPLOMAT», «Тарихи зерде» и др),  творческие клубы «Қырмызы қыздарай», «Дәстүр», «Қыз қылығы», «Жас қалам», «АруАрт», Команда КВН «Апорт» и др. Одним из молодежных проектов является волонтерское движение благотворительного клуба «Мейірім».

 

Вопросы социальной защиты и поддержки студентов и сотрудников находятся на постоянном личном контроле ректора. За 2014-2015 гг. оказана спонсорская и материальная помощь на сумму 6 млн. 620 тыс. тенге, из них 3 млн. 430 тыс. тенге - ветеранам войны и труда, бывшим сотрудникам КазНПУ имени Абая, 800 000 тенге - ветеранам Великой Отечественной войны.

 

Преимущественное внимание уделяется вопросам социальной и материальной поддержки студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, за счет собственных средств университета полным сиротам организовано питание, ежемесячно выдается материальная помощь, выпускникам-сиротам 2016 года предоставлена разовая материальная помощь в размере 80 000 тенге. Студенты-инвалиды обеспечены бесплатной медицинской помощью. Студентам из числа уязвимых категорий населения была предоставлена  скидка на оплату за обучение в размере от 10% до 50%, на эти цели из собственных средств университета было направлено за три последних учебных года более 137 млн. тенге.

 

Для решения материальных и социальных проблем студенчества, а также  трудоустройства молодежи в летний период организуются студенческие строительные и трудовые отряды «Жасыл Ел». 

 

С.Ж. Пралиев отметил, что итоги отчетного периода подтверждают поступательное выполнение Стратегии развития КазНПУ имени Абая, поблагодарил коллектив университета за работу и выразил уверенность, что для выполнения задач по обеспечению нового уровня развития университетского образования и науки имеются все возможности.

 

В прениях по отчету ректора КазНПУ имени Абая академика С.Ж.Пралиева выступили: Беркимбаева Ш.К., известный государственный и общественный деятель, ветеран системы образования, Миразова А.Т., председатель Совета директоров школ г. Алматы, Герой труда РК, Кирабаев С.С., академик НАН РК, доктор филологических наук, Молдабеков Ж.М., профессор КазНУ имени аль-Фараби, доктор философских наук,  Северин Ван-Гастель, атташе по университетскому сотрудничеству Генерального консульства Французской Республики в г.Алматы, Крылова Т.М., председатель округа №30 Медеуского совета ветеранов г.Алматы, Аязбаева А.Л. (от имени родителей обучающихся) и др.

 

В заключение отчетной встречи ректор С.Ж. Пралиев выслушал предложения и пожелания, ответил на вопросы присутствующих.

 

 

http://www.kaznpu.kz/ru/137/photo/